Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Служба психолого-педагогического сопровождения

 

 

Модель психолого- педагогического сопровождения  обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ №2

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР.

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС  обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ  в освоении АООП, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Задачи программы:

·    определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

· повышение возможностей обучающихся с ОВЗ в освоении АООП   и интегрировании в образовательный процесс;

·  своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

·  создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

·  оказание родителям (законным представителям) обучающихся с  ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

 Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляется во  внеурочное время в объеме  от 5 до 7 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей учащихся с ОВЗ  и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

 

Программа коррекционной работы обеспечивает:

·  выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

· создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ  с учетом их особых образовательных потребностей;

·  оказание помощи в освоении обучающимися с ОВЗ  АООП;

·  возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

 

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

 

·  соблюдение интересов ребёнка (принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка);

·  системность (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем  ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса);

·   непрерывность (принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению);

·   вариативность (принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии);

·   единство психолого-педагогических и медицинских средств (принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы);

 

·  сотрудничество с семьей (принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество);

·  рекомендательный характер оказания помощи (принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательную организацию, защищать законные права и интересы детей.  

 

Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих усвоению АООП

 

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

·   диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

·   коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях  школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержаний  направления коррекционной  работы:

1.Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ОВЗ  с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП. 

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей.

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

? разработка оптимальных для развития обучающихся с ОВЗ  групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

? организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по  психоречевому развитию, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

           ? развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

? социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ  в освоении  АООП, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ОВЗ.

Консультативная работа включает:

психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

? консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.

        4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

Информационно-просветительская работа включает:

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  компетентности;

психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

 

     Для реализации коррекционной программы создана служба психолого-педагогического–медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. ППМС помощь оказывается детям на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

Комплексное ППМС сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации: педагогами-психологами (3); учителями-логопедами (2); социальным педагогом (2), медицинским работником (1).

Одним из условий ППМС сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов, администрации, родителей (законных представителей).

 

Взаимодействие специалистов

Мероприятия

Специалисты

Форма работы

Планируемый результат

 

Диагностическая работа

 

Входящая психолого-медико-педагогическая диагностика.

- заместитель по УВР;

- педагог-психолог;

- учитель-логопед;

- мед. работник;

 - соц. педагог.

Анализ документов ТПМПК, ЦПМПК и медицинских карт; Проведение входных диагностик.

Выявление причин и характера затруднений в освоении учащимися АООП ФГОС  для детей с ОВЗ. Планирование коррекционной работы.

 

Коррекционно-развивающая деятельность

 

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ  методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения.

- заместитель по УВР;

- педагог-психолог; - учитель-логопед;

 - учитель;

- учитель ритмики; - соц. педагог.

Приказы, протоколы школьного ПМПк, рабочие программы, планы коррекционных занятий.

Фиксирование запланированных и проведенных мероприятий коррекционно-развивающей работы в индивидуальной папке сопровождения обучающего с ОВЗ. Организация системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.

Организация и проведение специалистами групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

-педагог-психолог; -учитель-логопед;

-учитель ритмики.

Заседания ПМПк; индивидуальные и групповые корекционно-развивающие занятия.

Выполнение рекомендаций ТПМПК, ЦПМПК, ПМПк. Реализация и корректировка рабочих программ, индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащихся с ОВЗ в ходе образовательного процесса.

- заместитель  директора по УВР;

 -педагог-психолог;

-учитель-логопед;

 -учитель;

 - мед. работник;

 - соц. педагог;

 -классный руководитель.

 

Мониторинг развития учащихся;

План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ; Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как части АООП ФГОС  для детей с ОВЗ.

Целенаправленное воздействие педагогов и специалистов на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии, использование специальных рабочих образовательных программ и методов обучения и воспитания,  учебных пособий и дадактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка и психокоррекция его поведения.

- педагог-психолог; - учитель-логопед; - соц. педагог;

- классный руководитель.

Программа курсов внеурочной деятельности;

План работы с родителями;

План индивидуальной воспитательной работы с обучающимся.

Выявление и анализ факторов, влияющих на состояние и обучение ребенка: взаимоотношения с окружающими, детско-родительские отношения, уровень учебной мотивации.

Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни.

-соц.педагог;

-учитель.

Рекомендации специалистов служб сопровождения. Индивидуальная работа с ребенком и семьей в соответствии с планом мероприятий. Организация взаимодействия школы с внешними социальными партнерами по вопросам соц. защиты.

Учет выявленных особенностей отклоняющегося развития ребенка и определение путей развития с помощью которых их можно скомпенсировать в специально созданных условиях обучения.

 

Консультативная деятельность

 

Консультативная помощь учителям и воспитателям в организации коррекционноразвивающего процесса обучающихся с ОВЗ.

- заместитель  директора по УВР;

- педагог-психолог;

- учитель-логопед; - учитель;

- соц. педагог;

- мед. работник.

- заседания ПМПк;

- педагогические советы;

 - семинары

- индивидуальные и групповые консультации специалистов для педагогов.

Выработка совместных рекомендаций по направлениям работы с обучающимися с ОВЗ. Создание условий для освоения АООП.

Консультативная помощь семье в вопросах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

- заместитель директора по УВР;

- педагог-психолог;

 - учитель-логопед; - соц. педагог;

 - классный руководитель.

 

- собрания;

- консультации;

- индивидуальная работа;

- круглые столы.

Выработка совместных рекомендаций по направлениям работы с обучающимися с ОВЗ. Создание условий для освоения АООП .

Информационно-просветительская деятельность

Просветительская деятельность по разъяснению индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

- заместитель директора по УВР;

- педагог-психолог; - учитель-логопед; - учитель;

 - соц. педагог.

 

- лекции;

 - беседы;

 - круглые столы;

 - памятки, буклеты;

 - сайт школы.

Целенаправленная разъяснительная работа со всеми участниками образовательного процесса с целью повышения компетенции в вопросах коррекции и развития детей с ОВЗ.

 

Формой организации взаимодействия специалистов сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Для каждого обучающегося с ОВЗ, ПМПк вырабатывает эффективные методы и приемы педагогического и коррекционного воздействия, определяет основные направления, задачи и содержание коррекционной работы.

 Сопровождение ребенка в образовательном процессе обеспечивают: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, родители (законные представители).

100% детей с ОВЗ МБОУ СОШ №2  охвачено психологическим, логопедическим, педагогическим, социальным сопровождением. Условием эффективности психолого-педагогического-медико-социального сопровождения является комплексность и взаимосвязанность работы всех членов педагогического коллектива организации.

Взаимодействие специалистов предусматривает:

-многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ОВЗ;

- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ОВЗ, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического и речевого развития; 

-разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ.

При возникновении трудностей в освоении обучающимися с ОВЗ содержания АООП  педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, обучающийся с ОВЗ направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

 

План работы

психолого- медико- педагогического консилиума

 

Тема заседания консилиума. Мероприятия

ответственный

 

Сентябрь

 

1.

Формирование  логопедических групп по результатам обследования

учитель- логопед

2

Формирование групп по результатам обследования для занятий  педагога- психолога

педагог- психолог

 

Работа с педагогами

 

1

Об индивидуальных образовательных маршрутах

заместитель директора по УВР

2

Индивидуальное консультирование  по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ

заместитель директора по УВР

 

Работа с родителями

 

1

Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников на ознакомление взрослых  с основными задачами и трудностями периода первичной  адаптации, тактикой общения и помощи детям.

педагог- психолог

 

октябрь

 

1

О работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

заместитель директора по УВР

 

Работа с педагогами

 

1.

Семинар- практикум «Работа с родителями детей с ОВЗ»

педагог- психолог

учитель- логопед

 

Работа с родителями

 

1.

Посещение семей с ОВЗ

социальный педагог

 

 

ноябрь

 

1.

Итоги адаптационного периода обучающихся 5 классов. Выявление причин школьной дезадаптации

заместитель директора по УВР

педагог- психолог

2

Работа с обучающимися испытывающие трудности в обучении.

заместитель директора по УВР

 

Работа с педагогами

 

1

Консультация по вопросам дальнейшего сопровождения учащихся, испытывающие трудности в обучении.

педагог- психолог

 

Работа с родителями

 

1.

Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении

педагог- психолог

учитель- логопед

 

Декабрь

 

1.

Итоги адаптационного периода обучающихся 1 классов

Выявление причин школьной дезадаптации.

заместитель директора по УВР

педагог- психолог

2.

Работа с обучающимися, испытывающие трудности в обучении

заместитель директора по УВР

 

 

Работа с педагогами

 

1.

Консультация по вопросам дальнейшего сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении.

педагог- психолог

учитель- логопед

 

Работа с родителями

 

1.

Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении

педагог- психолог

учитель- логопед

 

 

 

Январь

 

1.

Обсуждение комплексной динамики развития детей с ОВЗ

заместитель директора по УВР

 

Работа с педагогами

 

1

Рассмотрение динамики развития обучающихся с ОВЗ

педагог- психолог

учитель- логопед

 

Работа с родителями

 

1

Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении

заместитель директора по УВР

 

Февраль

 

1.

Рассмотрение динамики развития обучающихся с ОВЗ

заместитель директора по УВР

 

Работа с педагогами

 

1

Обсуждение динамики развития детей с ОВЗ, заканчивающих 1 ступень обучения

заместитель директора по УВР

 

Беседа с родителями

 

1.

Беседа с родителями (законными представителями)о причинах препятствующих успешному процессу в обучении.

педагог- психолог

учитель- логопед

 

Март

 

1.

Обсуждение комплексной динамики развития детей с ОВЗ

заместитель директора по УВР

 

Работа с педагогами

 

1

Рассмотрение динамики развития обучающихся с ОВЗ

заместитель директора по УВР

 

Работа с родителями

 

1.

Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении

педагог- психолог

учитель- логопед

 

Апрель

 

1

Обсуждение комплексной динамики развития детей с ОВЗ

заместитель директора по УВР

 

Работа с педагогами

 

1

Рассмотрение динамики развития обучающихся с ОВЗ

заместитель директора по УВР

 

Работа с родителями

 

1.

Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении

педагог- психолог

учитель- логопед

 

Май

 

1

Обсуждение итогов работы с детьми с ОВЗ

заместитель директора по УВР

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"