Модель психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ №2
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Задачи программы:
· определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
· повышение возможностей обучающихся с ОВЗ в освоении АООП и интегрировании в образовательный процесс;
· своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
· создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;
· оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляется во внеурочное время в объеме от 5 до 7 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей учащихся с ОВЗ и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
· создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей;
· оказание помощи в освоении обучающимися с ОВЗ АООП;
· возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
· соблюдение интересов ребёнка (принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка);
· системность (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса);
· непрерывность (принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению);
· вариативность (принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии);
· единство психолого-педагогических и медицинских средств (принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы);
· сотрудничество с семьей (принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество);
· рекомендательный характер оказания помощи (принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательную организацию, защищать законные права и интересы детей.
Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих усвоению АООП
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
· коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержаний направления коррекционной работы:
1.Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ОВЗ с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей.
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
? формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
? организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
? разработка оптимальных для развития обучающихся с ОВЗ групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
? организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психоречевому развитию, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
? развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
? социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ в освоении АООП, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ОВЗ.
Консультативная работа включает:
? психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
? консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.
4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
? проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
? оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
? психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
? психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Для реализации коррекционной программы создана служба психолого-педагогического–медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. ППМС помощь оказывается детям на основании письменного согласия родителей (законных представителей).
Комплексное ППМС сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации: педагогами-психологами (3); учителями-логопедами (2); социальным педагогом (2), медицинским работником (1).
Одним из условий ППМС сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов, администрации, родителей (законных представителей).
Взаимодействие специалистов
Мероприятия |
Специалисты |
Форма работы |
Планируемый результат |
|
Диагностическая работа |
|
Входящая психолого-медико-педагогическая диагностика. |
- заместитель по УВР;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- мед. работник;
- соц. педагог. |
Анализ документов ТПМПК, ЦПМПК и медицинских карт; Проведение входных диагностик. |
Выявление причин и характера затруднений в освоении учащимися АООП ФГОС для детей с ОВЗ. Планирование коррекционной работы. |
|
Коррекционно-развивающая деятельность |
|
Выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения. |
- заместитель по УВР;
- педагог-психолог; - учитель-логопед;
- учитель;
- учитель ритмики; - соц. педагог. |
Приказы, протоколы школьного ПМПк, рабочие программы, планы коррекционных занятий. |
Фиксирование запланированных и проведенных мероприятий коррекционно-развивающей работы в индивидуальной папке сопровождения обучающего с ОВЗ. Организация системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ. |
Организация и проведение специалистами групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. |
-педагог-психолог; -учитель-логопед;
-учитель ритмики. |
Заседания ПМПк; индивидуальные и групповые корекционно-развивающие занятия. |
Выполнение рекомендаций ТПМПК, ЦПМПК, ПМПк. Реализация и корректировка рабочих программ, индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы. |
Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащихся с ОВЗ в ходе образовательного процесса. |
- заместитель директора по УВР;
-педагог-психолог;
-учитель-логопед;
-учитель;
- мед. работник;
- соц. педагог;
-классный руководитель.
|
Мониторинг развития учащихся;
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ; Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как части АООП ФГОС для детей с ОВЗ. |
Целенаправленное воздействие педагогов и специалистов на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии, использование специальных рабочих образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дадактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка и психокоррекция его поведения. |
- педагог-психолог; - учитель-логопед; - соц. педагог;
- классный руководитель. |
Программа курсов внеурочной деятельности;
План работы с родителями;
План индивидуальной воспитательной работы с обучающимся. |
Выявление и анализ факторов, влияющих на состояние и обучение ребенка: взаимоотношения с окружающими, детско-родительские отношения, уровень учебной мотивации. |
Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни. |
-соц.педагог;
-учитель. |
Рекомендации специалистов служб сопровождения. Индивидуальная работа с ребенком и семьей в соответствии с планом мероприятий. Организация взаимодействия школы с внешними социальными партнерами по вопросам соц. защиты. |
Учет выявленных особенностей отклоняющегося развития ребенка и определение путей развития с помощью которых их можно скомпенсировать в специально созданных условиях обучения. |
|
Консультативная деятельность |
|
Консультативная помощь учителям и воспитателям в организации коррекционноразвивающего процесса обучающихся с ОВЗ. |
- заместитель директора по УВР;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед; - учитель;
- соц. педагог;
- мед. работник. |
- заседания ПМПк;
- педагогические советы;
- семинары
- индивидуальные и групповые консультации специалистов для педагогов. |
Выработка совместных рекомендаций по направлениям работы с обучающимися с ОВЗ. Создание условий для освоения АООП. |
Консультативная помощь семье в вопросах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. |
- заместитель директора по УВР;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед; - соц. педагог;
- классный руководитель.
|
- собрания;
- консультации;
- индивидуальная работа;
- круглые столы. |
Выработка совместных рекомендаций по направлениям работы с обучающимися с ОВЗ. Создание условий для освоения АООП . |
Информационно-просветительская деятельность |
Просветительская деятельность по разъяснению индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. |
- заместитель директора по УВР;
- педагог-психолог; - учитель-логопед; - учитель;
- соц. педагог.
|
- лекции;
- беседы;
- круглые столы;
- памятки, буклеты;
- сайт школы. |
Целенаправленная разъяснительная работа со всеми участниками образовательного процесса с целью повышения компетенции в вопросах коррекции и развития детей с ОВЗ. |
Формой организации взаимодействия специалистов сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Для каждого обучающегося с ОВЗ, ПМПк вырабатывает эффективные методы и приемы педагогического и коррекционного воздействия, определяет основные направления, задачи и содержание коррекционной работы.
Сопровождение ребенка в образовательном процессе обеспечивают: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, родители (законные представители).
100% детей с ОВЗ МБОУ СОШ №2 охвачено психологическим, логопедическим, педагогическим, социальным сопровождением. Условием эффективности психолого-педагогического-медико-социального сопровождения является комплексность и взаимосвязанность работы всех членов педагогического коллектива организации.
Взаимодействие специалистов предусматривает:
-многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ОВЗ;
- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ОВЗ, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического и речевого развития;
-разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ.
При возникновении трудностей в освоении обучающимися с ОВЗ содержания АООП педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, обучающийся с ОВЗ направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
План работы
психолого- медико- педагогического консилиума
№ |
Тема заседания консилиума. Мероприятия |
ответственный |
|
Сентябрь |
|
1. |
Формирование логопедических групп по результатам обследования |
учитель- логопед |
2 |
Формирование групп по результатам обследования для занятий педагога- психолога |
педагог- психолог |
|
Работа с педагогами |
|
1 |
Об индивидуальных образовательных маршрутах |
заместитель директора по УВР |
2 |
Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с родителями |
|
1 |
Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. |
педагог- психолог |
|
октябрь |
|
1 |
О работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с педагогами |
|
1. |
Семинар- практикум «Работа с родителями детей с ОВЗ» |
педагог- психолог
учитель- логопед |
|
Работа с родителями |
|
1. |
Посещение семей с ОВЗ |
социальный педагог |
|
ноябрь |
|
1. |
Итоги адаптационного периода обучающихся 5 классов. Выявление причин школьной дезадаптации |
заместитель директора по УВР
педагог- психолог |
2 |
Работа с обучающимися испытывающие трудности в обучении. |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с педагогами |
|
1 |
Консультация по вопросам дальнейшего сопровождения учащихся, испытывающие трудности в обучении. |
педагог- психолог |
|
Работа с родителями |
|
1. |
Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении |
педагог- психолог
учитель- логопед |
|
Декабрь |
|
1. |
Итоги адаптационного периода обучающихся 1 классов
Выявление причин школьной дезадаптации. |
заместитель директора по УВР
педагог- психолог |
2. |
Работа с обучающимися, испытывающие трудности в обучении |
заместитель директора по УВР
|
|
Работа с педагогами |
|
1. |
Консультация по вопросам дальнейшего сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении. |
педагог- психолог
учитель- логопед |
|
Работа с родителями |
|
1. |
Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении |
педагог- психолог
учитель- логопед
|
|
Январь |
|
1. |
Обсуждение комплексной динамики развития детей с ОВЗ |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с педагогами |
|
1 |
Рассмотрение динамики развития обучающихся с ОВЗ |
педагог- психолог
учитель- логопед |
|
Работа с родителями |
|
1 |
Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении |
заместитель директора по УВР |
|
Февраль |
|
1. |
Рассмотрение динамики развития обучающихся с ОВЗ |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с педагогами |
|
1 |
Обсуждение динамики развития детей с ОВЗ, заканчивающих 1 ступень обучения |
заместитель директора по УВР |
|
Беседа с родителями |
|
1. |
Беседа с родителями (законными представителями)о причинах препятствующих успешному процессу в обучении. |
педагог- психолог
учитель- логопед |
|
Март |
|
1. |
Обсуждение комплексной динамики развития детей с ОВЗ |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с педагогами |
|
1 |
Рассмотрение динамики развития обучающихся с ОВЗ |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с родителями |
|
1. |
Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении |
педагог- психолог
учитель- логопед |
|
Апрель |
|
1 |
Обсуждение комплексной динамики развития детей с ОВЗ |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с педагогами |
|
1 |
Рассмотрение динамики развития обучающихся с ОВЗ |
заместитель директора по УВР |
|
Работа с родителями |
|
1. |
Беседа с родителями (законными представителями) о причинах препятствующих успешному процессу в обучении |
педагог- психолог
учитель- логопед |
|
Май |
|
1 |
Обсуждение итогов работы с детьми с ОВЗ |
заместитель директора по УВР |